понедельник, 18 октября 2010 г.

Тормозная система болида Формулы 1

Каждый раз, когда новый пилот делает первые шаги в Формуле-1, самое большое впечатление на него производит тормозная система болида и перегрузки, которые пилот испытывает во время торможения, а не мощность и ускорения болида. Некоторые из вас наверняка удивляются как болиды Формулы 1 достигая порой скорости в 340 км/ч могут настолько эффективно тормозить в конце прямых. Болиды Формулы-1 способны тормозить со скорости 320 км/ч до 80 км/ч менее, чем за три секунды. Эти характеристики не менее важны, чем остальные характеристики болида. 


Болиды Формулы-1 используют тормозные диски как и обычные машины, однако температура, до которой разогревается тормозной диск иногда доходит до 1000 градусов по Цельсию. Тормозные диски в для болидов Формулы-1 изготавливаются из карбона. По ширине тормозной равен 28 мм, в диаметре 278 мм. Изготавление такого тормозного диска занимает не менее полугода. Тормозные диски охвачены специпльным приспособлением - тормозным суппортом. 


Во время гонки очень важны две характеристики: температура и охлаждение. В момент торможения очень важно, чтобы температура равномерно распределялась по тормозному диску, иначе диски быстро будут выходить из строя. Это также относится и к тормозным поршням (те, что зажимают диск при торможении). Но здесь, поршни должны принять на себя всю температуру таким образом, чтобы как можно меньше нагревался сам суппорт. Если же суппорт нагревается сильно, то эта температура далее передается тормозной жидкости, что очень не желательно. При достижении кипения тормозной жидкости вся тормозная система выйдет из строя. Цилиндры с тормозной жидкостью располагаются в носовой части болида.

В момент, когда пилот нажимает на педаль тормоза,  тормозная жидкость впрыскивается в поршни внутри калипера, который приводит в движение тормозные колодки по направлению к дискам, что и заставляет колесо крутиться медленнее.

Еще одна интересная заметка по поводу тормозной системы болидов Формулы-1. Тормозная система полностью активируется не сразу как пилот нажимает на педаль тормоза, в действительности в течение сотых секунды, а для Формулы-1 это ощутимый период времени. Дело в том, что пока тормозные диски не достигнут 600 градусов по Целсию, тормоза болида Формулы-1 работают не так эффективно. Именно поэтому на прогревочном круге, пилоты стараются максимально сильно прогреть не только покрышки, но и тормоза. Диск нагревается на 100 градусов Цельсия каждую десятую секунды.

Другая важная деталь в тормозной системе - это система охлажения тормозов. Как правило тормозные диски имеют специальные отверстия, сквозь которые проходит воздух, который их охлаждает. Так же инженеры Формулы-1 устнавливают небольшие воздухозаборники, которые направляют холодный воздух по направлению к калиперу и затем к тормозному диску.

Система охлаждения тормозов на McLaren (Видео)

Торможение BMW против болида Формулы-1

Комментариев нет:

Отправить комментарий